Сироты
03.09.2020
Текст: Ольга Зуева

«Мои ученики из детдомов спасают людям жизни»

Евгения Кац, профессиональный филолог из фонда «Большая Перемена», могла бы преподавать в лучших московских школах. Вместо этого она за небольшие деньги учит детей-сирот. Она рассказала +1Люди о том, как дети из детдомов, узнавшие, что такое страдание, активно включаются в помощь другим: работают медсестрами, спасают людей от смерти в ковидариях. Как преподаватели помогают им поверить в себя, преодолеть выученную беспомощность и социализироваться?

С началом учебного года занятия в классах начались не только в общеобразовательных школах и университетах, но и в детских домах. Детям, оставшимся без попечения родителей, тяжелее других поступать в вузы и получать качественное высшее образование.

В мае 2020 года в Госдуму был внесён законопроект, который предлагает сделать льготу при поступлении в вузы для детей-сирот бессрочной. 

Образованием детей занимаются не только воспитатели детских домов, но и сотрудничающие с ними благотворительные организации. Фонд «Большая перемена» делает это вот уже 17 лет.

За эти годы преподаватели фонда помогли сотням детей поверить в себя, научиться ответственности, поступить в колледжи и университеты и не останавливаться на достигнутом.

Лучшая московская школа или детский дом?

Евгения Кац, преподаватель фонда «Большая Перемена»

Преподавателем в фонде я стала совершенно случайно. На тот момент я училась на филологическом факультете МГУ, мне было 20 лет. Соседка рассказала мне о фонде, который образовался недавно, сказала, что там сейчас требуются преподаватели, и я решила попробовать.

Это был февраль 2003 года, а фонд «Большая перемена» начал работать осенью 2002, то есть, я работаю практически с самого начала.

После защиты кандидатской диссертации меня звали работать в университет, в лучшие московские школы, но я не вижу смысла уходить. При этом вижу большой смысл работать в фонде.

Я вижу, как ребята меняются, это большая ценность.

У нас с коллегами есть общая задача, которую мы все понимаем и чувствуем: помочь ребятам стать более самостоятельными.

Смысл не в том, чтобы запихнуть в ребенка побольше английского, математики или русского. Мы понимаем, что отдельные предметы — это лишь средства. Смысл в том, чтобы поверить в себя, получить образование и жить после детского дома полноценной жизнью.

 Ребята задают глубокие вопросы

У нас есть цикл занятий, мы называем его «Самоучка». Ребята учатся задавать вопросы. У кого-то с этим все в порядке, а кому-то тяжело сформулировать четкий понятный вопрос, иногда к этому приходится долго идти.

Вопросы бывают разными: от космоса и до того, как устроены машины. У моей коллеги была девочка, которая сказала, что ей ничего, кроме шоколада, неинтересно. И делала доклад только о нем.

Но чем дальше, тем больше они уходят в более глубокие темы. На последней конференции они обсуждали одиночество. Тема отозвалась, у многих ребят были глубокие мысли.

Что такое дружба? Как наладить отношения со своей девушкой? Почему меня бросила мама?

Потом они изучают свою тему, учатся находить ответы, оформляют все в связный текст и, если хотят, делятся этим на студенческой конференции.

Постепенно они видят, что педагог принимает любой их интерес, с уважением к ним относится, это важно.

Такую доверительную атмосферу редко можно встретить в обычной школе.

Это постепенно помогает ребятам открыться, поверить в себя, в то, что их поддерживают, и идти вперёд.

Вопрос жизни

Я не мыслю категорией «трудный подросток». Я вижу человека и стараюсь наладить с ним контакт. У меня был опыт работы с одарёнными детьми, там свои сложности.

Главное — видеть, что они самостоятельные личности, они субъекты. Я не засовываю знания в их головы, я пытаюсь поддержать их, чтобы они развивались, чтобы они росли.

Сейчас принято говорить не «ребёнок аутист», а ребёнок с аутизмом«. Возможно, стоило бы говорить не «трудный подросток», а подросток с трудностями в той или иной сфере. Это бы упразднило представления о ребёнке как об ущербном. Фокус был бы на том, что мы можем сделать, чтобы ребёнку помочь.

Инфантилизм — спутник сирот

Я была куратором девочки из коррекционного интерната. Она не закончила девять классов школы. Мы помогали ей определиться: кем ей стать, что выбрать?

Она размышляла о том, что ей нравится, что она хорошо умеет.

Мы сидели и разбирали списки профессий. Она проходила тесты в интернете, ей выпала фармацевтика. Профессия попала в точку. Она поступила в медицинский колледж, окончила его, благополучно работает и подумывает о высшем образовании в этой сфере.

Но я понимаю, что в общеобразовательной школе или в детском доме никто не будет вот так сидеть и разбираться, находить, что подходит именно этому человеку.

Ребята из детских домов идут куда-то компанией и попадают на специальность, которая совершенно им не подходит.

В самом начале работы некоторые ученики были старше меня. На уроке одна девушка сказала: «Мы же дети, нам надо все объяснять! Я такая: стоп. Какие дети? Я младше вас на два года!»

Это иллюстрирует еще одну проблему: инфантилизм. Нужна поддержка, чтобы психологический и физиологический возраст этих детей начали приближаться друг к другу.

На детский крик никто не подойдёт

Самое главное, что нужно понять: детский дом — не семья. Есть хорошие детские дома, где искренне заботятся о детях и делают много разумных вещей. Но если у ребёнка нет человека, к которому он привязан, который именно о нем заботится, — это стресс.

Для детей из детских домов хъарактерна выученная беспомощность. Это связано с тем, что они растут без родителей.

Ребенок, у которого есть родители, закричал - мама к нему подошла. Он понимает, что от него многое зависит. А здесь дети ни на что повлиять не могут.

В домах малютки очень тихо: дети привыкают, что кормить их будут по часам, и на крик никто не подойдет.

Семейному ребёнку, живущему отдельно, родители всегда могут помочь.

Ребёнок из детского дома после выпуска оказывается рядом с такими же ребятами. Часто даже в одном доме, в соседних квартирах. И, конечно, у них гораздо меньше возможности обратиться за советом и помощью.

Вот почему так важно учить ребят задавать вопросы. После жизни в детском доме им кажется, что все предопределено, что они мало на что могут повлиять.

Одна девушка мне говорит: «У меня уже неделю болит зуб». Я начинаю объяснять, что в этой ситуации идут в поликлинику. «Я не знаю, где поликлиника», — отвечает она. Для неё это непреодолимое препятствие.

У многих из них есть привычка: если существует проблема, но нет готового решения — это конец. Нужно учиться искать решения проблемы.

Они знают, что такое страдание, и реально выкладываются.

Одна из моих учениц работает в ковидной больнице. Ее собственное здоровье за это время пострадало, но она не уходит. Говорит, что это ее ответственность: если она может помочь, то должна помочь. Девушка помогла спасти человека, который мог лишиться ноги.

Возможность дать этим детям шанс, внести вклад в то, чтобы они смогли работать, обеспечивать свою семью, жить с нами, а иногда и спасать нас — вот что ценно.

«Большая Перемена» — это не просто название, это суть того, что происходит в жизни ребят, получающих помощь фонда. Там воспитанникам и выпускникам детских домов помогают наверстать упущенное по школьной программе и подготовиться к сдаче экзаменов за 9 или 11 класс; развивать навыки самостоятельной работы, учебы, жизни в целом; определиться с профессией, найти достойную работу; расширить круг интересов; научиться строить отношения с окружающими людьми.

У каждого из нас есть шанс изменить судьбу человека. Давайте поможем фонду «Большая перемена», чтобы как можно больше ребят из детских домов смогли получить профессиональную помощь педагогов и стать успешными людьми.

На что собираем Сбор Сбор до 31 декабря 2020
Подержать работу фонда "Большая Перемена"
Уже собрано
50 Руб.
Нужно собрать
15 000 Руб.
Поддержите Благотворительный фонд "Большая Перемена"
Уже собрано Необходимо
50 Руб. 15 000 Руб.
Руб.
Мы не берем комиссию за пожертвования и делаем все, чтобы комиссия оператора становилась ниже.

Вход Регистрация

Восстановление пароля

В течение нескольких минут вы получите письмо с инструкциями по восстановлению вашего пароля

Ok

Спасибо за заявку

Ok
«Некоммерческое партнерство оказания помощи людям в затруднительных жизненных обстоятельствах»
Москва, ул. Плющиха, дом 9 стр. 2
info@ivsezaodnogo.ru

Вход Регистрация

Восстановление пароля

В течение нескольких минут вы получите письмо с инструкциями по восстановлению вашего пароля

Ok

Загрузка...